Глава I. Общее положение
Статья 1.
Свердловская область входит в состав Российской Федерации и является ее субъектом
Статья 2.
1. Вся власть в Свердловской области принадлежит многонациональному народу области.
Народ осуществляет государственную власть через кабинет министров, составляющие политическую основу Правительства, и непосредственный надзор за остальными ветками государственных органов.
2. На территории Свердловской области гарантируются защита и соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
Статья 3.
1. Организация и деятельность Свердловской области строятся в соответствии с принципом демократического централизма: выборностью всех органов государственной власти снизу доверху, подотчетностью их народу, обязательностью решений вышестоящих органов для нижестоящих. Демократический централизм сочетает единое руководство с инициативой и творческой активностью на местах, с ответственностью каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело.
2. Наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум).
3. Все политические партии, общественные организации и массовые движения, выполняя функции, предусмотренные их программами и уставами, действуют в рамках Конституции Российской Федерации.
Не допускаются создание и деятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение Российского конституционного строя и целостности социалистического государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, национальной и религиозной розни.
4. Основным направлением развития политической системы общества является дальнейшее развертывание демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.
Статья 4.
Государственную власть в Свердловской области осуществляют:
1. Губернатор Свердловской области - высшее должностное лицо Свердловской области
2. Правительство Свердловской области - высший исполнительный орган государственной власти Свердловской области
3. Областная дума Свердловской области - высший законодательный орган Свердловской области
Иные органы государственной власти Свердловской области
Статья 5.
1. В Свердловской области признаются и защищаются равным образом все формы собственности.
2. В Свердловской области гарантируются единство экономического пространства Российской Федерации, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции и свобода экономической деятельности.
3. В государственной собственности находится имущество государственных предприятий, учреждений и организаций, культурные и исторические ценности общегосударственного значения, средства Государственного бюджета, государственные банки Руси, доли в общесоюзных золотом запасе, алмазном и валютном фондах, республиканские пенсионные, страховые, резервные и иные фонды.
В государственной собственности Свердловской области и субъектов Федерации могут находиться средства производства в промышленности, предприятий транспорта, связи, информатики.
Владение, пользование и распоряжение государственной собственностью осуществляются в соответствии с законодательством Свердловской области.
Собственность не может использоваться в целях, противоречащих интересам общества, правам других граждан.
Статья 6.
В Свердловской области во внешнеполитической деятельности руководствуется целями, задачами и принципами внешней политики, установленными уставом Свердловской области.
Защита Отечества относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.
Вооруженные силы участвует в обеспечении безопасности и обороноспособности области.
Обязанности государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по обеспечению безопасности и укреплению ее обороноспособности определяются законодательством.
Глава II. Гражданин и государственная власть
Статья 7.
Гражданам Свердловской области гарантируется свобода совести и вероисповеданий, включающая право каждого человека свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой и действовать в соответствии со своими убеждениями при условии соблюдения законов государства.
Все религии и религиозные объединения равны перед законом.
Запрещаются ограничение прав граждан, разжигание вражды и ненависти по признаку отношения к религии.
Статья 8.
Семья находится под защитой государства.
Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях.
Статья 9.
Уважение личности, охрана прав и свобод граждан – обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.
Статья 10.
Граждане имеют право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленные законом.
Действия должностных лиц, совершенные с нарушением закона, с превышением полномочий, ущемляющие права граждан, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в суд.
Граждане имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.
Статья 11.
Органы государственной власти Свердловской области, иные государственные органы Свердловской области, органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральными законами и законами Свердловской области создают условия для развития гражданского общества и его институтов.
Глава III. Областная дума Свердловской области
Статья 12.1. Свердловская областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Свердловской области области.
2. Количество депутатов свердловской областной думы определяется губернатором Свердловской области
Статья 13.
1. Депутатом Свердловской областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом и достигший на дату голосования возраста не менее 21 года.
2. Срок полномочий депутата Свердловской областной Думы начинается со дня его избрания и прекращается со дня начала работы Свердловской областной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий.
Статья 14.
Депутат Свердловской областной думы имеет право:
1) вносить проекты законов Свердловской области в порядке законодательной инициативы и предложения по их разработке;
2) обращаться с вопросами и депутатскими запросами к Губернатору Свердловской области, Правительству Свердловской области, руководителям исполнительных органов Свердловской области, иных государственных органов Свердловской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, по вопросам, относящимся к полномочиям этих органов и их руководителей;
3) выражать свое мнение, голосовать по своему убеждению;
4) выступать на заседаниях Законодательного Собрания Свердловской области, Совета Законодательного Собрания Свердловской области, заседаниях комитетов и комиссий Законодательного Собрания Свердловской области;
5) участвовать в образовании и деятельности депутатских объединений (фракций), других депутатских объединений;
6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные Уставом Свердловской области и законами Свердловской области.
Статья 15.
1. Полномочия Законодательного Собрания Свердловской области могут быть прекращены досрочно Законодательным Собранием Свердловской области в случае принятия им решения о досрочном прекращении полномочий, а также Губернатором Свердловской области или на основании решения суда.
2. Решение Законодательного Собрания Свердловской области о досрочном прекращении полномочий принимается на заседании Законодательного Собрания Свердловской области большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Свердловской области по инициативе не менее двух пятых от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Свердловской области.
Решение Законодательного Собрания Свердловской области о досрочном прекращении полномочий не может быть принято после назначения очередных выборов депутатов Законодательного Собрания Свердловской области.
3. В случае досрочного прекращения полномочий Законодательного Собрания Свердловской области досрочные выборы депутатов Законодательного Собрания Свердловской области проводятся в течении недели
Глава IV. Губернатор Свердловской области
Статья 16.
Губернатор Свердловской области является высшим должностным лицом Свердловской области.
Статья 17.
1. Гражданин Российской Федерации осуществляет полномочия Губернатора Свердловской области со дня вступления в должность до дня истечения установленного срока полномочий либо до дня досрочного прекращения полномочий.
2. Полномочия Губернатора Свердловской области прекращаются досрочно в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
Статья 18.
1. День вступления в должность Губернатора Свердловской области гражданина Российской Федерации, наделенного полномочиями Губернатора Свердловской области, определяется в соответствии с федеральным законом.
2. При вступлении в должность Губернатор Свердловской области приносит следующую присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации:
«Клянусь при осуществлении полномочий Губернатора Свердловской области уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, федеральные законы, Устав и законы Свердловской области, всеми силами способствовать процветанию области и повышению благосостояния населения.».
3. С момента принесения присяги Губернатор Свердловской области считается вступившим в должность.
Статья 19.
1. Губернатор Свердловской области:
1) определяет основные направления государственной политики Свердловской области;
2) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания, либо отклоняет законы, принятые Свердловской областной Думой;
3) вправе требовать созыва внеочередного заседания Свердловской областной Думы, а также созывать вновь избранную Свердловскую областную Думу на первое заседание ранее срока, установленного настоящим Уставом;
4) вправе участвовать в работе Свердловской областной Думы с правом совещательного голоса;
5) вправе избирать прокурора Свердловской области
6) назначает на должность и освобождает от должности заместителя Губернатора Свердловской области, руководителей органов исполнительной власти Свердловской области;
7) формирует Правительство Свердловской области, принимает решение об отставке Правительства Свердловской области;
8) определяет органы исполнительной власти Свердловской области, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля (надзора), устанавливает их организационную структуру, полномочия, функции и порядок их деятельности;
9) дает обязательные для исполнения поручения в адрес Правительства Свердловской области и его аппарата, иных органов исполнительной власти Свердловской области;
10) вправе отменять постановления Правительства Свердловской области и правовые акты иных органов исполнительной власти Свердловской области;
11) награждает наградами Свердловской области;
12) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Уставом и законами Свердловской области.
2. Обеспечение реализации Губернатором Свердловской области его полномочий осуществляется органами исполнительной власти Свердловской области.
Статья 20.
1. Свердловская областная Дума вправе выразить недоверие Губернатору Свердловской области в случаях, установленных федеральным законом.
2. Свердловская областная Дума вправе выразить недоверие первому заместителю Губернатора Свердловской области в случае неудовлетворительной оценки его деятельности Свердловской областной Думой.
Решение Свердловской областной Думы о недоверии первому заместителю Губернатора Свердловской области направляется на рассмотрение Губернатора Свердловской области для решения вопроса об освобождении первого заместителя Губернатора Свердловской области от должности.
Глава V. Правительство Свердловской области
Статья 21.
1. В Свердловской области устанавливается система органов исполнительной власти во главе с Правительством Свердловской области.
2. Правительство Свердловской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Свердловской области.
3. Правительство Свердловской области формируется Губернатором Свердловской области в соответствии с настоящим Уставом и законом Свердловской области.
4. Правительство Свердловской области обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать.
Статья 22
1. Руководителем Правительства Свердловской области является Губернатор Свердловской области.
2. Правительство Свердловской области состоит из заместителей Губернатора Свердловской области и иных членов Правительства Свердловской области.
Статья 23.
Правительство Свердловской области:
1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
2) разрабатывает для представления Губернатором Свердловской области в Свердловскую областную Думу проект областного бюджета, а также проекты программ социально-экономического развития Свердловской области;
3) обеспечивает исполнение областного бюджета и готовит отчет об исполнении областного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Свердловской области для представления Губернатором Свердловской области в Свердловскую областную Думу;
4) формирует иные органы исполнительной власти Свердловской области
5) дает обязательные для исполнения поручения в адрес иных органов исполнительной власти Свердловской области;
Статья 24.
1. Правительство Свердловской области принимает постановления.
2. Постановления Правительства Свердловской области, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Свердловской области.
Глава VI. Судебная власть
Статья 25.
Судебная власть принадлежит исключительно судам в лице судей.
Статья 26.
Верховный суд является судебным органом конституционного контроля, высшим судебным органом по гражданским делам, трудовым спорам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с законодательством. Рассматривает дела против руководителей государственных структур, заместителей руководителей государственных структур, первых лиц штата и неприкосновенных лиц. Верховный суд правомочен трактовать Конституцию, отменять или приостанавливать действие отдельные нормы не конституционных документов, ограничивать действие отдельных изменений в законодательстве до их рассмотрения Верховным Судом.
Статья 27.
1. Судьи независимы, подчиняются только Верховному суду, Конституции и законам.
2. Судьи неприкосновенны.
Статья 28.
Полномочия судьи прекращаются в следующих случаях:
- Вынесения в отношении судьи обвинительного приговора Верховным судом;
- Обращения судьи к верховному суду с письменным заявлением об отставке;
- Совершение судьей дисциплинарного проступка, за который решением Верховного Суда на судью наложено дисциплинарное взыскание в виде прекращения полномочий судьи.
- Пропажа без вести или смерть;
- Во время открытого уголовного дела на имя судьи его полномочия временно прекращаются.
- Иных случаях, описанных в ФЗ “О Судебной Системе”
Статья 29.
1. Всякое вмешательство в деятельность суда по осуществлению правосудия недопустимо и преследуется по закону.
2. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных законом.
3. Финансирование судов производится за счет судебных пошлин и бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия.
4. Требования и распоряжения судов и судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, должностных лиц, организаций и граждан.
Статья 30.
1. Окружной суд – суд первой инстанции, рассматривающий исковые заявления граждан округа, поданных в соответствии с текущим законодательством;
2. Апелляционный суд рассматривает оспариваемые дела, иски, вердикты Окружного суда и просьбы о пересмотре решений Верховного суда.
3. Кассационный суд - суд, рассматривающий Кассационные судебные жалобы на решения Апелляционного Суда . Кассационный суд состоит из Судьи Верховного Суда и его помощников в лице судебных секретарей и Апелляционных судей. Постановления Кассационного суда обжалованию не подлежат.
4. Верховный суд - высший судебный орган по делам особой государственной важности, по особо громким делам, по делам, возбужденным в отношении высокопоставленных государственных служащих, а также по уголовным делам, где наказание предусматривает повышенный срок наказания. Верховный суд правомочен трактовать Устав и законы, отменять или приостанавливать действие отдельных норм не соответствующих конституции или законодательству документов.
Статья 31.
В полномочия Верховного Суда входит официальное толкование Конституции, проверка принимаемых нормативных актов на предмет соответствия Конституции и действующему законодательству, а также создание и установление судебных прецедентов, которые в дальнейшем являются самостоятельными нормами общего права. В случае, есть в законодательстве области имеется юридическая коллизия, различного рода ошибки или возможность разной трактовки, Верховный Суд имеет право создать судебный прецедент, исправляющий эту коллизию или уточняющий трактовку законодательства. Верховный суд также имеет право изменить/принять поправку/отменить любой пункт/статью/главу во всех нормативно-правовых актах за исключением конституционных, принять новый НПА до рассмотрения данных изменений законодательным собранием, если изменения были внесены в законы области.
Глава VII. Иерархия нормативно-правовых актов
Статья 32.
Иерархия нормативно-правовых актов – это структура, которая основывается на юридической силе актов государственной власти.
Статья 33.
Ступени иерархии нормативно-правовых актов:
Устав области > Кодексы и Прецеденты Верховного суда > Законы > Акты Губернатора, Акты Прокурора и решения суда > НПА министерств и ведомств >Акты Федеральных Органов> внутренние регламенты гос.структур
Глава VIII. Внесение изменений в устав Свердловской области
Статья 34.
Проекты законов Свердловской области о внесении изменений в Устав Свердловской области вправе вносить в порядке законодательной инициативы:
1) депутаты областной думы Свердловской области;
2) Губернатор Свердловской области;
Статья 35.
1. Закон Свердловской области о внесении изменений в Устав Свердловской области считается принятым Законодательным Собранием Свердловской области, если за его принятие проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Свердловской области.
Поправки к принятому в первом чтении проекту закона Свердловской области о внесении изменений в Устав Свердловской области вправе вносить субъекты права законодательной инициативы, указанные в статье 34 Устава Свердловской области.
Поправка считается принятой, если за ее принятие проголосовало не менее двух третей от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Свердловской области.
2. Принятый Законодательным Собранием Свердловской области закон Свердловской области о внесении изменений в Устав Свердловской области не может быть отклонен Губернатором Свердловской области и подлежит обнародованию в течение семи дней со дня его поступления от Законодательного Собрания Свердловской области.
3. Закон Свердловской области о внесении изменений в Устав Свердловской области вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, если федеральным законом и (или) самим законом Свердловской области о внесении изменений в Устав Свердловской области не установлен другой порядок вступления его в силу.
4. Законы Свердловской области о внесении изменений в Устав Свердловской области принимаются в порядке, установленном для принятия законов Свердловской области, с особенностями, предусмотренными настоящей главой.