- 01.09.2024
- 179
- 42
- 28
Глава I. Следствие
Следствие - это комплекс мер по выяснению обстоятельств, связанных с правонарушением, для установления обстановки и характера преступления, а также лиц, виновных в совершении преступления.Статья 1. Следственные действия:
Сотрудник правоохранительных органов обязан инициировать расследование в следующих случаях:а) Если сотрудник стал непосредственным очевидцем правонарушения .
б) Если потерпевшие или очевидцы обратились с просьбой отреагировать на правонарушения очевидцами которого они являются.
в) Если обнаружены явные следы преступления
Статья 2. Принципы ведения расследования:
Адекватность — сотрудник обязан действовать профессионально, не превышая свои должностные полномочия, и максимально точно разобраться в деле прежде чем делать умозаключения.Безотлагательность — сотрудник обязан отреагировать на правонарушение и начать действовать без необоснованных промедлений.
Статья 5. Перечень следственных действий:
Возбуждение дела (Принятие заявления или фиксация нарушения)
Допрос (Свидетелей, потерпевших, подозреваемого, экспертов)
Осмотр (Оценка и фиксация состояние, свойства и признаки материальных объектов, связанных с расследуемым событием);
Освидетельствование (Экспертиза состояния какого-либо технического или биологического объекта);
Следственный эксперимент (Воспроизведении опытным путём действий, обстановки или иных обстоятельств, связанных с расследуемым преступлением);
Обыск (Обследовании помещений либо лиц (личный обыск) в целях обнаружения предметов);
Выемка (Принудительное изъятие имеющих значение для дела определенных предметов и документов);
Оперативно-розыскные мероприятия (Объявление ориентировки);
Задержание (Мера принуждения, кратковременное ограничение свободы на момент расследования);
Статья 6. Рейд:
Рейд - это мероприятие, в ходе которого сотрудники силовых государственных структур оцепляют субъект рейда и проводят рейдовые мероприятия по выявлению причин и следствий, установленных в выпущенном на рейд Ордере. Рейд имеет силовую специфику направленности.Глава II. Процесс задержания
Задержание - это мера кратковременного (на срок до 1 часа) лишения человека права на свободу, которая осуществляется на основании Процессуального Кодекса. Задержание не считается мерой наказания, а является мерой принуждения, оно носит исключительно внесудебный характер и в совокупности с другими предусмотренными законом средствами и методами позволяет сотрудникам правоохранительных органов собрать необходимые сведения (достаточную доказательственную базу) для решения вопроса о возможности или невозможности применения к лицу какой - либо ответственности.
Статья 1. Задержание подозреваемого.
Лицо может быть задержано по подозрению в совершении правонарушения, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы или штрафная санкция.При наличии хотя бы одного из следующих оснований:
Когда лицо застигнуто в момент совершения правонарушения или непосредственно после его совершения, сотрудником правоохранительных органов;
Когда на подозреваемом или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы правонарушения;
Когда 3 и более свидетелей указывают на данное лицо как на совершившее правонарушения;
Когда есть фото или видео фиксация совершенного правонарушения этим лицом;
Если имеется акт уполномоченного лица, позволяющий задержать лицо;
Когда имеется ориентировка на транспортное средство или данное лицо;
Когда госслужащий несет непосредственную угрозу жизни гражданам штата или может нести такую угрозу ввиду своего состояния наркотического/алкогольного опьянения.
Статья 2. Порядок задержания правомочным лицом. Задержание лица при ведении следствия производится в следующей последовательности:
1.Надеть наручники на подозреваемого.
2. Предъявить свой документ удостоверяющий служебное положение, нашивку, жетон или бейджик.
3. Разъяснить причины задержание.
4. Произвести обыск на наличие нелегальных предметов. (Если задержан гос сотрудник и при нем найдено оружие то статью за это не вносим)
5. Зачитать задержанному его конституционные права.
6. Доставить задержанного в КПЗ.
7. Если задержан гос сотрудник сообщить его руководству что задержан был их сотрудник.
8. При просьбе задержанного реализовать его права, а именно вызвать адвоката или дать телефонный звонок.
9. При необходимости произвести допрос подозреваемого.
Статья 2.1. Если у сотрудника производящего задержание, отсутствует доступ к рации департамента, он обязуется сделать запрос в рацию своей гос. структуры о необходимости реализовать конституционные права задержанного (вызвать адвоката) в рацию департамента либо сотрудника прокуратуры в случае задержания гос. сотрудника. Если сотруднику не ответили выше должностные коллеги в течении 15 минут с момента запроса, сотрудник производящий задержания обязуется отпустить задержанного. В данном случае сотрудник не может быть привлечен к ответственности за не реализацию конституционных прав задержанного
Статья 3. Вызов адвоката на задержание.
Статья 1. В случае если задерживаемый требует адвоката, сотрудник обязан сообщить об этом в рацию департамента. Если ответа от адвоката не последовало в течении 3 минут в случае задержания гражданских лиц, 5 минут в случае задержания гос.сотрудника, то процедура порядка задержания продолжается, и право на адвоката считается реализованным.Статья 2. Вызов сотрудника прокуратуры на задержание.
Статья 3. Сотрудник прокуратуры дает оценку правомерности задержания и устанавливает наличие противоправного деяния в действии (или противоправного бездействия) задержанного.
Статья 4. В случае ответа сотрудника прокуратуры в рацию департамента процессуальный час замораживается до приезда Прокурора, но не на более чем 15 минут. Если сотрудник прокуратуры не прибыл в течении указанного времени, сотрудник, производящий задержание, имеет право отпустить задержанного. Видеозапись с нарушением сотрудника должна быть передана Прокуратуре области путем подачи заявления на портале области.
Статья 4. В случае, если сотрудник прокуратуры признает наличие противоправного деяния в действии (или преступном бездействии) задержанного и вынесено решение об аресте, руководство задержанного обязано прекратить с задержанным трудовые отношения, процессуальные действия по отношению к задержанному продолжаются. Сотрудник прокуратуры оставляет за собой право назначить наказание в соответствии с законом.
Статья 5. В случае, если сотрудник прокуратуры не усматривает наличия противоправного деяния в действии (или противоправного бездействии) задержанного, то все обвинения с задержанного снимаются и сотрудник подлежит освобождению. Прокуратура имеет право начать проверку действий сотрудника правоохранительных органов.
Статья 5. Правило Миранды.
"Вы имеете право хранить молчание. Всё, что вы скажете, может и будет использовано против Вас в суде. Вы имеете право на один телефонный звонок. Также Вы имеете право на адвоката. Если вам необходим адвокат, он будет для Вас запрошен. Вы понимаете свои права?”
Статья 6. Основания для освобождения подозреваемого. Подозреваемый подлежит освобождению по решению сотрудника проводившего задержание и допрос, если:
а) Не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
б) За нарушение не предусмотрено меры пресечения в виде заключения под стражу;
в) Задержание было произведено с нарушением.
г) По истечении процессуального часа с момента начала задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении него не было принято решение о привлечении к уголовной ответственности, в таком случае он не может быть вновь задержан сотрудниками правоохранительных органов без ордера или решения суда по выдвинутым в ходе процессуального часа обвинениям, а также по выявленным в ходе процессуального часа правонарушениям.
Статья 7. Субъекты задержания. В процессе задержания участвуют:
Сотрудник(-и) правоохранительных органов при исполнении, который(-е) производит(-ят) задержание или арест;Задержанный, в отношении которого проводятся процессуальные действия;
Адвокат, если он был запрошен задержанным;
Сотрудник прокуратуры для осуществления контроля процесса задержания/ареста на предмет соблюдения законодательный базы.
Мэр области или его заместители.
Статья 1. Лица, не перечисленные в списке выше, в процессе задержания участвовать не могут. Сотрудники правоохранительных органов , прокурор или судья вправе потребовать отойти от места проведения процессуальных действий лиц, которые не перечислены в настоящей статье, на достаточное расстояние, чтобы разговор субъектов задержания не был слышен лицам, которых потребовали отойти (примерно на 10-15 метров).
Статья 8. Права задерживаемого. У задержанного имеются следующие права:
а) Подозреваемый имеет право на один телефонный разговор, длительностью не более 3 минут в присутствии сотрудника.б) Подозреваемый имеет право на адвоката. (Заключается в реализации сотрудником права адвокату беспрепятственно встретиться со своим подзащитным наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность, если это потребует сам адвокат). Длительность конфиденциального разговора между адвокатом со своим подзащитным составляет не более 10 минут;
в) Подозреваемый имеет право хранить молчание.
Статья 9. Обязанности сотрудника выполняющего задержание.
а) Сотрудник правоохранительных органов обязан вести и хранить видеозапись задержания;
б) Сотрудник обязан разъяснить и предоставить адвокату причины задержания, с каждым отдельным эпизодом нарушения, инкриминируемого подозреваемому, с ходом процессуальных действий в отношении подозреваемого;
в) Сотрудник обязан предоставить видеозапись сотруднику прокуратуры, если последний является субъектом задержания;
г) В случае задержания государственного сотрудника, сотрудник обязан по требованию руководства задержанного предоставить видеозапись нарушения их подчиненного;
Глава III. Процесс уголовного ареста.
Арест – это разновидность уголовного наказания, при котором лицо лишается права на свободу на срок предусмотренный УК.
Статья 1. Порядок ареста1) Разъяснить причину ареста задержанному.
2) Поместить задержанного в камеру.
Глава IV. Принципы процессуального кодекса
Статья 1. Презумпция невиновности:
Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана.Подозреваемый или обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения.
Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого
Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.
Лицо чья личность или имущество были подвергнуты необоснованному обыску или аресту, имеет право обжаловать это в суде. В таком судебном деле сторона, проводившая задержание, должна будет доказать правомерность своих действий.
Статья 2. Недопустимые доказательства.
а) любая информация, полученная от задержанного в ходе допроса до того, как ему были зачитаны его права, даже если есть звуко или видеозапись где обвиняемый дает показания против себя.б) показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности;
в) улики добытые незаконным путем, когда были нарушены положения действующих нормативно-правовых актов (изъятие орудия без ордера на обыск личного транспорта, изъятие незаконных вещей у лица с неприкосновенностью без судебного решения или ордера Генерального Прокурора, его Заместителям о снятии неприкосновенности и т.д.).
Глава V. Фото и видео фиксация
Фото/видео фиксация - фиксация чего-либо на фотоснимках и видеозаписях.
1) Осуществление фиксации:
Сотрудник правоохранительных органов или его напарник обязаны вести видео фиксацию в следующих случаях:
Во время рабочего дня;
Во время исполнения служебных обязанностей;
Во время пресечения правонарушения со стороны гражданских/государственных лиц в любой форме.
2) Сроки хранения фиксации:
Сотрудник правоохранительных органов обязан хранить видео фиксацию на защищенных серверах организации на протяжении 72 часов с момента записи.
3) Срок хранения видеофиксации сотрудником правоохранительных органов приостанавливается в случае:
-обжалования действий сотрудника;
- поступления в отношении сотрудника заявления о привлечении его к уголовной ответственности;
- поступления в отношении сотрудника искового заявления;
- начала иного делопроизводства в отношении сотрудника.