
Статья 1. Пограничная служба Российской Федерации
1.1 Пограничная служба Российской Федерации (далее - Пограничная служба) - государственная военная организация, составляющая основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации (далее - Государственная граница), охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.
1.2 Пограничные войска обязаны подчиняться и внутренниму уставу вооруженых сил Российской Федерации
Статья 2. Состав Пограничной службы
Пограничная служба состоит из специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, войск, органов и других организаций Пограничной службы.
Статья 3. Основные задачи Пограничной службы
3.1. Основными задачами Пограничной службы являются:
защита и охрана Государственной границы в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
3.2 Пограничная служба осуществляет выполнение иных задач, возложенных на нее федеральными законами, а также задач в рамках соответствующих международных договоров Российской Федерации.
Глава II. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ
Статья 4. Правовое регулирование деятельности Пограничной службы
Пограничная служба осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 5. Полномочия Пограничной службы
Пограничная служба в пределах своих полномочий:
5.1 осуществляет в соответствии с федеральным законодательством войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно - розыскную и иную деятельность;
5.2 осуществляет в соответствии с федеральным законодательством сотрудничество с органами иностранных государств, выполняющими аналогичные задачи, заключает международные договоры межведомственного характера, участвует в международно - правовом оформлении и договорном закреплении Государственной границы;
5.3 использует на безвозмездной основе при выполнении служебных задач водное и воздушное пространство Российской Федерации, территории (акватории) аэропортов, аэродромов (посадочных площадок), морских, речных портов независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности; получает на безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение полетов и кораблевождения;
5.4 получает и использует беспрепятственно при выполнении служебных задач каналы и средства связи, принадлежащие государственным органам, органам местного самоуправления.
5.5 использует в соответствии с федеральным законодательством на безвозмездной основе государственные средства массовой информации для передачи оперативной информации;
5.6 вносит в установленном порядке в государственные органы, органы местного самоуправления, организации независимо от форм собственности, общественные объединения или должностным лицам обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий.
Глава III. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ
Статья 7. Руководство и управление Пограничной службой
7.1 Руководство деятельностью Пограничной службы осуществляет Президент Российской Федерации, а также Губернатором.
7.2 Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции координирует деятельность специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе с деятельностью других федеральных органов исполнительной власти.
7.3 Управление Пограничной службой осуществляет руководитель специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе и его территориальные органы. Руководитель специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
7.4 Положение о специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по пограничной службе утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Глава IV. СИЛЫ И СРЕДСТВА ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ
Статья 8. Войска Пограничной службы
8.1 Войска Пограничной службы (пограничные войска) осуществляют защиту и охрану Государственной границы, а также выявляют, предупреждают и пресекают преступления и административные правонарушения в целом.
Войска Пограничной службы участвуют также в выполнении возложенных на органы Пограничной службы задач.
8.2 В соответствии с федеральным законодательством войска Пограничной службы совместно с Вооруженными Силами Российской Федерации участвуют в отражении агрессии против Российской Федерации, а также привлекаются к выполнению иных задач в области обороны государства и/или области.
8.3 Устав войск Пограничной службы Российской Федерации (пограничных войск) утверждается руководителем специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе.
Статья 9. Органы Пограничной службы
9.1 Органы Пограничной службы осуществляют:
государственный контроль за соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, посягающих на установленные режим Государственной границы, пограничный режим, режим в пунктах пропуска через Государственную границу;
пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных совместно с другими специально уполномоченными на то государственными контрольными органами;
в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания;
выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в сфере соблюдения федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания;
совместно с другими специально уполномоченными на то государственными контрольными органами охрану биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, охрану за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации;
другие установленные федеральным законодательством функции Пограничной службы.
Органы Пограничной службы участвуют также в выполнении возложенных на войска Пограничной службы задач и обеспечивают деятельность указанных войск.
9.2 Органы Пограничной службы привлекаются в соответствии с федеральным законодательством к выполнению отдельных задач в области обороны.
9.3 Положения об органах Пограничной службы утверждаются руководителем специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе.
Статья 10. Организации Пограничной службы
Предприятия, образовательные учреждения профессионального образования, научно - исследовательские, экспертные, военно - медицинские организации, учебные центры, центры специальной подготовки и иные организации Пограничной службы предназначены для обеспечения деятельности Пограничной службы и осуществляют указанную деятельность в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 11. Комплектование Пограничной службы
11.1 Личный состав Пограничной службы включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Пограничной службы.
11.2 Комплектование Пограничной службы осуществляется в соответствии с федеральным законодательством:
1) военнослужащими - путем поступления граждан Российской Федерации на военную службу по контракту и путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу;
2) гражданским персоналом - путем добровольного поступления на работу.
11.3 Военнослужащие Пограничной службы (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а также лица из числа граждан Российской Федерации, назначенные на должности военнослужащих Пограничной службы, на должности государственных инспекторов органов морской охраны и инспекторов органов пограничной стражи Пограничной службы, являются сотрудниками Пограничной службы.
11.4 Сотрудникам Пограничной службы выдаются служебные удостоверения установленного специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе образца.
11.5 Штатная численность военнослужащих Пограничной службы утверждается Президентом Российской Федерации, а штатная численность гражданского персонала Пограничной службы устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Особенности правового положения сотрудников Пограничной службы и военнослужащих Пограничной службы, проходящих военную службу по призыву
12.1 Сотрудники Пограничной службы и военнослужащие Пограничной службы, проходящие военную службу по призыву, находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в их служебную деятельность, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральным законодательством.
12.2 Требования сотрудников Пограничной службы и военнослужащих Пограничной службы, проходящих военную службу по призыву, предъявляемые ими в пределах своих полномочий, являются обязательными для исполнения гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.
12.3 Сотрудники Пограничной службы и военнослужащие Пограничной службы, проходящие военную службу по призыву, не несут ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу правонарушителя, а также за причинение ему морального вреда в связи с применением в предусмотренных федеральным законодательством случаях оружия, специальных средств, боевой, специальной и другой техники, физической силы и служебных собак, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны, а также в условиях крайней необходимости.
Статья 13. Применение оружия, специальных средств, физической силы и служебных собак
13.1 Сотрудникам Пограничной службы разрешаются хранение и ношение оружия и специальных средств.
13.2 Сотрудники Пограничной службы и военнослужащие Пограничной службы, проходящие военную службу по призыву, применяют в соответствии с федеральным законодательством оружие, специальные средства, физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, а также служебных собак в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
1.1 Пограничная служба Российской Федерации (далее - Пограничная служба) - государственная военная организация, составляющая основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации (далее - Государственная граница), охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.
1.2 Пограничные войска обязаны подчиняться и внутренниму уставу вооруженых сил Российской Федерации
Статья 2. Состав Пограничной службы
Пограничная служба состоит из специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, войск, органов и других организаций Пограничной службы.
Статья 3. Основные задачи Пограничной службы
3.1. Основными задачами Пограничной службы являются:
защита и охрана Государственной границы в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
3.2 Пограничная служба осуществляет выполнение иных задач, возложенных на нее федеральными законами, а также задач в рамках соответствующих международных договоров Российской Федерации.
Глава II. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ
Статья 4. Правовое регулирование деятельности Пограничной службы
Пограничная служба осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 5. Полномочия Пограничной службы
Пограничная служба в пределах своих полномочий:
5.1 осуществляет в соответствии с федеральным законодательством войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно - розыскную и иную деятельность;
5.2 осуществляет в соответствии с федеральным законодательством сотрудничество с органами иностранных государств, выполняющими аналогичные задачи, заключает международные договоры межведомственного характера, участвует в международно - правовом оформлении и договорном закреплении Государственной границы;
5.3 использует на безвозмездной основе при выполнении служебных задач водное и воздушное пространство Российской Федерации, территории (акватории) аэропортов, аэродромов (посадочных площадок), морских, речных портов независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности; получает на безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение полетов и кораблевождения;
5.4 получает и использует беспрепятственно при выполнении служебных задач каналы и средства связи, принадлежащие государственным органам, органам местного самоуправления.
5.5 использует в соответствии с федеральным законодательством на безвозмездной основе государственные средства массовой информации для передачи оперативной информации;
5.6 вносит в установленном порядке в государственные органы, органы местного самоуправления, организации независимо от форм собственности, общественные объединения или должностным лицам обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий.
Глава III. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ
Статья 7. Руководство и управление Пограничной службой
7.1 Руководство деятельностью Пограничной службы осуществляет Президент Российской Федерации, а также Губернатором.
7.2 Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции координирует деятельность специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе с деятельностью других федеральных органов исполнительной власти.
7.3 Управление Пограничной службой осуществляет руководитель специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе и его территориальные органы. Руководитель специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
7.4 Положение о специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по пограничной службе утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Глава IV. СИЛЫ И СРЕДСТВА ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ
Статья 8. Войска Пограничной службы
8.1 Войска Пограничной службы (пограничные войска) осуществляют защиту и охрану Государственной границы, а также выявляют, предупреждают и пресекают преступления и административные правонарушения в целом.
Войска Пограничной службы участвуют также в выполнении возложенных на органы Пограничной службы задач.
8.2 В соответствии с федеральным законодательством войска Пограничной службы совместно с Вооруженными Силами Российской Федерации участвуют в отражении агрессии против Российской Федерации, а также привлекаются к выполнению иных задач в области обороны государства и/или области.
8.3 Устав войск Пограничной службы Российской Федерации (пограничных войск) утверждается руководителем специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе.
Статья 9. Органы Пограничной службы
9.1 Органы Пограничной службы осуществляют:
государственный контроль за соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, посягающих на установленные режим Государственной границы, пограничный режим, режим в пунктах пропуска через Государственную границу;
пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных совместно с другими специально уполномоченными на то государственными контрольными органами;
в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания;
выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в сфере соблюдения федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания;
совместно с другими специально уполномоченными на то государственными контрольными органами охрану биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, охрану за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации;
другие установленные федеральным законодательством функции Пограничной службы.
Органы Пограничной службы участвуют также в выполнении возложенных на войска Пограничной службы задач и обеспечивают деятельность указанных войск.
9.2 Органы Пограничной службы привлекаются в соответствии с федеральным законодательством к выполнению отдельных задач в области обороны.
9.3 Положения об органах Пограничной службы утверждаются руководителем специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе.
Статья 10. Организации Пограничной службы
Предприятия, образовательные учреждения профессионального образования, научно - исследовательские, экспертные, военно - медицинские организации, учебные центры, центры специальной подготовки и иные организации Пограничной службы предназначены для обеспечения деятельности Пограничной службы и осуществляют указанную деятельность в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 11. Комплектование Пограничной службы
11.1 Личный состав Пограничной службы включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Пограничной службы.
11.2 Комплектование Пограничной службы осуществляется в соответствии с федеральным законодательством:
1) военнослужащими - путем поступления граждан Российской Федерации на военную службу по контракту и путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу;
2) гражданским персоналом - путем добровольного поступления на работу.
11.3 Военнослужащие Пограничной службы (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а также лица из числа граждан Российской Федерации, назначенные на должности военнослужащих Пограничной службы, на должности государственных инспекторов органов морской охраны и инспекторов органов пограничной стражи Пограничной службы, являются сотрудниками Пограничной службы.
11.4 Сотрудникам Пограничной службы выдаются служебные удостоверения установленного специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе образца.
11.5 Штатная численность военнослужащих Пограничной службы утверждается Президентом Российской Федерации, а штатная численность гражданского персонала Пограничной службы устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 12. Особенности правового положения сотрудников Пограничной службы и военнослужащих Пограничной службы, проходящих военную службу по призыву
12.1 Сотрудники Пограничной службы и военнослужащие Пограничной службы, проходящие военную службу по призыву, находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в их служебную деятельность, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральным законодательством.
12.2 Требования сотрудников Пограничной службы и военнослужащих Пограничной службы, проходящих военную службу по призыву, предъявляемые ими в пределах своих полномочий, являются обязательными для исполнения гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.
12.3 Сотрудники Пограничной службы и военнослужащие Пограничной службы, проходящие военную службу по призыву, не несут ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу правонарушителя, а также за причинение ему морального вреда в связи с применением в предусмотренных федеральным законодательством случаях оружия, специальных средств, боевой, специальной и другой техники, физической силы и служебных собак, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны, а также в условиях крайней необходимости.
Статья 13. Применение оружия, специальных средств, физической силы и служебных собак
13.1 Сотрудникам Пограничной службы разрешаются хранение и ношение оружия и специальных средств.
13.2 Сотрудники Пограничной службы и военнослужащие Пограничной службы, проходящие военную службу по призыву, применяют в соответствии с федеральным законодательством оружие, специальные средства, физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, а также служебных собак в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Последнее редактирование: